Долговая петля: почему США рискуют бюджетной стабильностью

В конце 2024 года совокупные чистые процентные расходы по обслуживанию долгов всех уровней власти США достигли 1,22 трлн долларов в годовом выражении. Эти данные были обнародованы в рамках отчета по ВВП США и относятся не только к федеральному уровню, но и включают бюджеты штатов и местных органов власти.

В отличие от данных по федеральному бюджету, информация о консолидированном бюджете публикуется с задержкой в два-три месяца, так как она учитывает всю совокупную финансовую деятельность публичного сектора страны. При этом, чистые процентные расходы — это не просто выплаты по обслуживанию долга, но и разница между валовыми процентными расходами и доходами от управления финансовыми активами.

На долю федерального правительства приходится около 1,06 трлн долларов, тогда как на бюджеты штатов и местных администраций — лишь 159 млрд, причем последний показатель остается стабильным более 15 лет. Для сравнения: еще в 2017 году федеральные чистые процентные расходы составляли примерно 300 млрд, а перед масштабным увеличением заимствований в 2020 году — 450 млрд.

Причина такого экспоненциального роста — это не только лавинообразное увеличение госдолга, но и значительное повышение стоимости заимствований. Однако, несмотря на рекордные абсолютные значения, в относительных показателях ситуация пока не достигла исторических максимумов.

Долговая нагрузка в контексте бюджета

По состоянию на конец 2024 года:

  • Чистые процентные расходы составили 14,9% от доходов всего консолидированного бюджета. Это сопоставимо с уровнем 1996 года. Исторический максимум — 17% в 1992.

  • Относительно расходов, чистые процентные выплаты заняли 12,1%, что соответствует уровню начала 1999 года. Исторический максимум в этом разрезе — около 14,1% (1 квартал 1991 года и 4 квартал 1995 года).

Тем не менее, общий дефицит бюджета США выглядит тревожнее. В годовом выражении на конец 2024 года он достиг 2,3 трлн долларов, а за весь год — 2,15 трлн, что составляет 28,7% от доходов. Это значение считается экстремальным по историческим меркам, уступая лишь краткосрочным пикам во времена пандемии 2020 года и выхода из кризиса 2008–2009 годов.

Устойчивость под угрозой

Экономисты рассматривают отметку в 25% дефицита к доходам как зону потенциальной фискальной неустойчивости. Основной драйвер этого дефицита — рост процентных расходов. Без их учета дефицит снижается до 13,6% от доходов, но и это значение опасно. Для справки: с 1960 по 2008 годы первичный дефицит бюджета (без учета процентов) превышал 10% лишь в условиях острых кризисов и всего в несколько кварталов.

Сегодня же такая ситуация становится новой нормой. И чем выше текущий дефицит, тем сложнее будет его обслуживать в будущем, ведь для покрытия кассовых разрывов требуется все большее рыночное заимствование по высоким ставкам, которые остаются на уровне многолетних максимумов.

Что дальше?

При относительно благоприятной макроэкономической конъюнктуре США уже сейчас сталкиваются с тревожными признаками бюджетной неустойчивости. Если же наступит рецессия или новый финансовый кризис — ситуация может резко ухудшиться.

Федеральное правительство уже сейчас вынуждено компенсировать недостаточное участие частного сектора в финансировании долга, замещая его собственными заимствованиями. При этом инфляционные ожидания остаются высокими, а значит, ставки еще долго не опустятся, и размазывать долг низкой стоимостью обслуживания, как это было в 2010-х, уже не получится.

📉 Итог: США вступают в фазу, когда привычные инструменты управления долгом перестают работать. Риски растут — и пока что система держится лишь за счет стабильной экономики. Но хватит ли этого, если на горизонте снова появится экономический шторм?

Ссылка на основную публикацию