Апрельский профицит и его причины
Апрель завершился для бюджета США с профицитом в 258,4 млрд долларов — это второй по величине результат за всю историю страны. Рекорд по-прежнему принадлежит апрелю 2022 года, когда профицит достиг 308,2 млрд. Для сравнения, в апреле 2024 года профицит составлял 209,5 млрд, а в 2023 — 176,2 млрд.
Подобные результаты в апреле — не исключение, а скорее закономерность. Именно в этом месяце американская налоговая система фиксирует основную массу годовых поступлений от физических лиц. Эти платежи формируют свыше половины федеральных доходов, не включая страховые взносы. В апреле 2025 года только по этой статье было собрано 536 млрд долларов. Значительную долю этих поступлений обеспечил налог на прирост капитала, который возник после бурного роста фондового рынка в 2024 году.
Динамика доходов и расходов: краткосрочные успехи на фоне долгосрочных рисков
Совокупные доходы федерального бюджета в апреле увеличились на 9,5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В период февраль-апрель прирост составил 9,8% год к году, а за два года — 24,7%. С начала фискального года (с октября 2024 по апрель 2025) рост составил 4,9% по сравнению с предыдущим годом и 15,8% по сравнению с тем же периодом двухлетней давности.
С расходами картина выглядит иначе: в апреле траты увеличились на 4,4% г/г, в феврале-апреле — на 1,2% г/г, а в двухлетней перспективе — на 2,7%. Однако в целом за фискальный период расходы выросли на 8,9% за год и 15,2% за два года.
Дефицит и его структура: возврат к прежним уровням или временная передышка?
За последние три месяца дефицит составил 209,1 млрд долларов. Это существенно меньше, чем 323,2 млрд годом ранее и 464,3 млрд в аналогичный период 2023 года. Таким образом, дефицит вернулся к уровням, характерным для 2017–2019 годов, когда он составлял около 205 млрд.
Тем не менее, с начала фискального 2025 года дефицит уже достиг 1048 млрд долларов. Это третий худший результат в истории США — хуже только в пандемийные 2020 и 2021 годы, когда дефициты составляли 1481 и 1931 млрд соответственно. Для сравнения, в 2024 году дефицит на тот же момент составлял 855 млрд, а в 2023 — 924 млрд.
Изменения после смены власти и их краткосрочные эффекты
После резкого разбаланса бюджета в октябре 2024 – январе 2025 (в период правления Байдена), с февраля наметилось улучшение. Доходы выросли на 9,8%, расходы — лишь на 1,2%, а дефицит сократился на треть. Однако радоваться рано: весомая часть доходов — это последствия прироста капитала, полученного в 2024 году. Эти поступления носят разовый характер и не отражают устойчивую тенденцию.
Годовой дефицит и прогноз на будущее
На конец апреля скользящий годовой объем доходов достиг 5064 млрд долларов, что на 7,4% выше, чем год назад. Расходы же выросли на 11,8%, достигнув 7091 млрд. Это привело к годовому дефициту в размере 2026 млрд долларов — на четверть больше, чем в предыдущем году. Ожидается, что дефицит останется в диапазоне 2–2,2 трлн без признаков скорого сокращения.
Особую нагрузку на бюджет окажут май-август — этот период традиционно «съедает» половину годового дефицита. Так, за эти четыре месяца в 2024 году дефицит составил 1041 млрд, в 2023 — 600 млрд, а в 2022 — 585 млрд. С учетом роста процентных выплат по долгу даже при благоприятных условиях дефицит за эти месяцы может достичь 700–800 млрд долларов. Это делает неизбежным повышение лимита госдолга уже к августу.
Источники прироста доходов: кто заплатил больше?
За 7 месяцев фискального года прирост доходов составил 146,2 млрд долларов, из которых:
-
109,6 млрд обеспечили налоги на физических лиц;
-
34,4 млрд — взносы в фонды соцстрахования.
Таким образом, основная нагрузка легла на население: рост зарплат и налогов на прирост капитала обеспечили почти весь прирост бюджета.
Зато корпоративные налоги дали отрицательный вклад — их поступления снизились на 26 млрд долларов (-9,2%). Частично это было компенсировано увеличением таможенных сборов на 34%, что дало дополнительно 15,1 млрд (всего собрано 59,2 млрд).
На что тратит федеральный бюджет: главные статьи расходов
Суммарный рост расходов за год составил 339 млрд долларов. Наибольшие статьи:
-
Медицинские программы – 122,2 млрд;
-
Пенсионные выплаты и помощь ветеранам – 100 млрд;
-
Процентные выплаты по долгу – 64,5 млрд;
-
Оборона – 38,6 млрд;
-
Социальные пособия – 33 млрд.
Интересно, что некоторые статьи расходов сократились: поддержка банков уменьшилась на 69 млрд (отголоски банковского кризиса 2023 года), а расходы на образование снизились на 19 млрд.
Нет места для маневра: почему сократить расходы почти невозможно
Большая часть расходов США — это обязательства, закреплённые на законодательном уровне: пенсии, медицина, процентные платежи по долгу. Эти категории крайне инерционны. Любое сокращение здесь — это не просто экономическая мера, а потенциальный социальный и политический кризис.
Более того, в случае даже слабого экономического спада или рецессии расходы на пособия взлетают мгновенно, что может увеличить дефицит на 600–1200 млрд долларов в год.
Планы по снижению налогов и возможные последствия
Администрация Трампа уже обозначила намерения по снижению налоговой нагрузки, прежде всего на физических лиц. Это создает дополнительный риск для бюджета: ведь именно физлица сегодня являются главным источником дохода. Падение этой статьи доходов не может быть компенсировано за счет роста пошлин или сборов с корпораций. А значит, если траты продолжат расти, а доходы сокращаться — дефицит будет только увеличиваться.
Вывод
Несмотря на временный профицит в апреле, структура американского бюджета остается крайне уязвимой. Основная угроза — это устойчивое превышение расходов над доходами, опирающееся на незаменимые социальные статьи и растущие процентные обязательства. При отсутствии системных реформ и сохранении политики снижения налогов, дефицит США рискует перейти из хронической стадии в критическую.