Минфин РФ Предлагает Существенное Повышение Налогов на Бизнес

Основные Изменения в Налоговой Политике

Минфин Российской Федерации выступил с инициативой о значительном увеличении налогов для бизнеса. Основные изменения коснутся налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и упрощенной системы налогообложения (УСН).

Повышение Налога на Прибыль

  • Налог на прибыль будет увеличен с текущих 20% до 25%.

Изменения в НДПИ

  • Горно-металлургический комплекс: Налог на добычу железа и руд вырастет в 1,15 раза.
  • Агрохимия: НДПИ для калия увеличится в 2,3 раза, а для фосфора — в 2 раза.

Новые Акцизы для Производителей Удобрений

Производители азотных удобрений столкнутся с новым акцизом на приобретение газа для выработки аммиака в размере 1200 рублей за тысячу кубометров.

Влияние на Малый Бизнес

Наибольшее давление окажется на малом бизнесе. В то время как диапазон классификации бизнеса по УСН расширится с 265,8 до 450 миллионов рублей, основное изменение коснется обязательств по уплате НДС с доходов свыше 60 миллионов рублей.

Все предприятия на УСН будут обязаны платить либо 6% от выручки, либо 15% от операционной рентабельности (доходы минус расходы). Ранее, при превышении лимита в 200 миллионов рублей, ставка увеличивалась до 8% от выручки и 20% от прибыли.

Условия Уплаты НДС

При уплате НДС предусматриваются следующие условия:

  • Ставка 20% (10% на льготные категории, как для крупного бизнеса) с возможностью получения вычетов.
  • Ставка 5% НДС для доходов до 250 миллионов рублей в год и 7% для доходов свыше 250 миллионов рублей в год, но без вычетов.

Влияние на Производителей Удобрений

Уровень рентной налоговой нагрузки для производителей удобрений может увеличиться до 13-15% от выручки по сравнению с текущими 5-7%.

Меры Компенсации

Минфин планирует компенсировать рост налогов вычетами и возвратами. Ожидается, что налоговый вычет будет предоставлен компаниям, реализующим крупные инвестиционные проекты или имеющим высокий уровень инвестиций относительно выручки (по крайней мере около 20% капитальных затрат к выручке).

Для расходов на ИТ-оборудование российского производства и на исследования и разработки может быть применен вычет с коэффициентом два. Это означает, что 1 рубль расходов на модернизацию и технологии будет равен 2 рублям в рамках уменьшения налоговой базы.

Цели Минфина

Основная цель Минфина заключается в сохранении инвестиционных расходов и инновационной активности бизнеса при одновременном изъятии «сверхдоходов» у компаний, где доля капитальных затрат или исследований и разработок остается низкой.

Влияние на Бюджет

По оценкам Минфина, чистый эффект в 2025 году составит около 2,5-2,6 триллиона рублей, распределенный следующим образом:

  • Налог на прибыль — 1,6 триллиона рублей.
  • НДФЛ — 533 миллиарда рублей (по сравнению с 159,5 миллиарда в прошлом году, 149 миллиарда в 2022 году и 91 миллиарда в 2021 году).
  • УСН — чистыми около 350 миллиардов рублей (доходы в 473 миллиарда в федеральный бюджет, 258 миллиардов в региональный бюджет минус недополученные 324 миллиарда рублей по УСН и 58 миллиардов рублей по налогу на имущество).

Потенциальные Риски

Для бизнеса эти изменения представляют явную угрозу, особенно для малого бизнеса, который может потерять около 2 триллионов рублей в год. Точный макроэкономический эффект предсказать сложно, так как конфигурация вычетов и льгот пока не определена.

Для населения рост налогов на НДФЛ не окажет значительного влияния на потребительскую активность, так как он затрагивает лишь 3-3,5% налогоплательщиков. Однако, бизнес может переложить дополнительные налоговые расходы на потребителей.

Рост налогов также может стимулировать уход от налогов и увеличение оттока капитала из страны.

Ссылка на основную публикацию