
В октябре 2025 года Министерству финансов России удалось впервые с начала года заметно сократить дефицит федерального бюджета. Согласно официальным данным, разрыв между доходами и расходами составил 402 млрд рублей против 799 млрд годом ранее. Это стало первым существенным улучшением показателей с февраля 2025 года и наилучшим результатом с августа 2024-го. До этого момента бюджетный дефицит рос 12 месяцев из 13.
Содержание
Текущее состояние бюджета
За первые десять месяцев 2025 года дефицит достиг 4,19 трлн рублей — рекордного значения за всю историю наблюдений. Для сравнения: в аналогичный период 2024 года он составлял всего 0,22 трлн, а в 2023-м — около 1 трлн рублей. Однако на горизонте последних двенадцати месяцев заметна небольшая стабилизация — показатель снизился с 7,85 трлн в сентябре до 7,45 трлн рублей в октябре.
Причины сокращения дефицита
Главным фактором снижения дефицита стало резкое уменьшение бюджетных расходов. В октябре 2025 года они снизились на 19% по сравнению с прошлым годом, что можно сопоставить с сокращением, наблюдавшимся в декабре 2023 года. За последние три месяца расходы сократились на 1,3% год к году, хотя по сравнению с 2023 годом выросли на 26,6%. За десять месяцев 2025 года совокупный рост составил 14,1% год к году и 41,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Годовой объем расходов достиг 44,4 трлн рублей, что на 16,6% выше прошлогоднего уровня.
Темпы роста расходов заметно замедлились. Если в январе 2025 года они составляли 32% год к году, то к осени снизились до 22–24%. По оценкам аналитиков, Минфин начал политику жесткой экономии в сентябре, когда расходы были урезаны почти на 10%.
Динамика доходов
Доходная часть бюджета показывает менее благоприятную картину. В октябре 2025 года совокупные поступления снизились на 11,8% год к году. Особенно резко упали нефтегазовые доходы — на 26,6%, тогда как ненефтегазовые сократились на 3,5%. Это худший результат с 2022 года, если не учитывать период реорганизации единого налогового счета в начале 2023-го.
За последние три месяца доходы снизились на 3,1%, но при этом ненефтегазовые поступления выросли на 6,7%. По итогам десяти месяцев 2025 года общий рост доходов составил всего 0,9%, из которых ненефтегазовые выросли на 11,4%. За год бюджет получил 37 трлн рублей (+3,6% г/г), включая 9,1 трлн нефтегазовых (-18,5%) и 27,9 трлн ненефтегазовых доходов (+13,6%).
Прогноз и планы на конец года
Минфин рассчитывает завершить 2025 год с доходами в 37 трлн рублей. Для этого потребуется повторить темпы сборов ноября-декабря 2024 года, что выглядит проблематичным. Причина — продолжающееся снижение нефтегазовых поступлений (на 27–30% г/г) из-за сильного рубля, падения мировых цен и осложнений с экспортом нефти в Китай и Индию. В прошлом году за последние два месяца нефтегазовые доходы составили 1,6 трлн рублей, тогда как в этом — ожидается не более 1–1,1 трлн.
Чтобы компенсировать недобор, ненефтегазовые доходы должны вырасти примерно на 10% год к году, что при текущей экономической активности выглядит малореалистично. Ожидаемый итог — около 36,5–36,6 трлн рублей доходов по итогам 2025 года.
Перспективы сокращения расходов
Запланированные расходы на 2025 год составляют 42,8 трлн рублей. При уже исполненных 34,1 трлн за десять месяцев, в оставшиеся два месяца необходимо израсходовать 8,7 трлн рублей — на 15,5% меньше, чем годом ранее. Октябрь показал, что такая экономия возможна — тогда расходы сократились на 19%. Однако дальнейшее ужесточение бюджетной дисциплины может негативно отразиться на экономике в начале 2026 года, так как распределение средств с бюджетным лагом занимает от двух до пяти месяцев.
Если Минфин продолжит удерживать расходы на нынешнем уровне, это приведет к снижению совокупных трат на 16–17% год к году — самому резкому сокращению за последние годы.
Риски и ограничения
План по дефициту в 5,7 трлн рублей к концу 2025 года выглядит малореализуемым. Для его достижения необходимо одновременно сократить расходы на 16–17% и увеличить ненефтегазовые доходы на 10–11%. Такая комбинация почти наверняка вызовет торможение экономики, особенно в первом квартале 2026 года.
Таким образом, текущие успехи в снижении дефицита обеспечены в первую очередь не ростом доходов, а резким сокращением расходов. Однако этот подход носит временный характер и может привести к структурным проблемам — снижению инвестиционной активности и замедлению темпов роста экономики уже в ближайшие месяцы.
