На начало октября 2024 года государственный долг США достиг 27 триллионов долларов, что является значительным увеличением по сравнению с предыдущими периодами. С момента снятия лимита на государственный долг в июне 2023 года его объем увеличился на 3,4 триллиона долларов. Если рассматривать более длительные временные рамки, то с начала цикла ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2022 года долг вырос на 4,6 триллиона, а с доковидных времен увеличился на внушительные 9 триллионов долларов.
Структура госдолга США на октябрь 2024
На октябрь 2024 года структура рыночного госдолга выглядит следующим образом:
- Векселя – 6 триллионов долларов,
- Ноты – 14,4 триллиона долларов,
- Облигации (бонды) – 4,7 триллиона долларов,
- Ценные бумаги, защищенные от инфляции (TIPS) – чуть более 2 триллионов долларов,
- Плавающие процентные ноты (FRN) – 0,6 триллиона долларов.
В периоды кризисов и неожиданных экономических потрясений, когда Министерству финансов США необходимо быстро увеличить объем заимствований, оно традиционно прибегает к размещению краткосрочных векселей. Эти векселя обеспечиваются либо мерами количественного смягчения (QE) от Федеральной резервной системы, либо избыточной ликвидностью на финансовых рынках. Подобные сценарии разворачивались в 2009, 2020-2021 годах, а также с июня 2023 по март 2024 года.
Проблемы с переходом на долгосрочные обязательства
Переход от краткосрочных к среднесрочным и долгосрочным обязательствам сталкивается с рядом трудностей. Одна из главных проблем заключается в том, что у Казначейства США зачастую отсутствует необходимый объем средств для поддержки таких обязательств. Более того, такие заимствования сопровождаются высокими процентными расходами, которые могут сохраняться на длительный срок.
Когда денежно-кредитная политика смягчается, стоимость обслуживания краткосрочных векселей быстро нормализуется. Это одна из причин, почему правительство активно использует их: чтобы удержать расходы по обслуживанию долга на минимальном уровне в ожидании изменений в политике ФРС. Однако обслуживание среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств требует больше времени для нормализации и может занять годы, а в случае с облигациями – даже десятилетия.
Рост стоимости обслуживания госдолга
К октябрю 2024 года расходы на обслуживание рыночного госдолга превысили 950 миллиардов долларов в год. Для сравнения, в 2018-2019 годах пиковые процентные расходы составляли около 400 миллиардов долларов, а в начале цикла ужесточения денежно-кредитной политики в начале 2022 года – всего 320 миллиардов. Эти расходы увеличились более чем в два раза, что подчеркивает масштаб проблемы.
На данный момент стоимость обслуживания долгов, исключая векселя, превышает 620 миллиардов долларов в год. В феврале 2022 года этот показатель составлял 292 миллиарда долларов, а в 2019 году – около 300 миллиардов.
Проблемы с рефинансированием и новые заимствования
В ближайшее время на рефинансирование предстоит вывести 3,3-3,4 триллиона долларов в нотах и бондах, причем основную долю здесь составляют ноты. Кроме того, правительству необходимо привлечь минимум 1,7 триллиона долларов новых заимствований в этих инструментах в течение следующего года. В итоге общий объем валовых размещений составит около 5 триллионов долларов в год, что при высоких процентных ставках ведет к ускоренному росту расходов по обслуживанию долга. Этот процесс становится долговременной проблемой, которая будет оказывать давление на бюджет США на протяжении многих лет.