Федеральный бюджет России в январе 2025 года продемонстрировал рекордный дефицит, составивший 1,7 трлн рублей. Это максимальный показатель за всю историю, если не учитывать традиционно дефицитный декабрь. Для сравнения, в январе прошлого года дефицит составлял лишь 0,12 трлн рублей.
Исторические параллели: аналогия с 2023 годом
Ситуация напоминает январь 2023 года, когда дефицит достиг 1,65 трлн рублей. Однако тогда этот скачок объяснялся техническими причинами: реформой налоговой системы и внедрением Единого налогового счета (ЕНС). Переход на новую систему учета вызвал временное снижение налоговых поступлений на 35%, которые позднее были компенсированы. В 2025 году такой фактор отсутствует, что делает нынешний дефицит более тревожным сигналом.
Динамика бюджетного баланса
За последние два месяца (декабрь 2024 – январь 2025) совокупный дефицит достиг 4,8 трлн рублей. Для сравнения:
- Январь 2024 – 2,6 трлн рублей (за два месяца),
- Январь 2023 – 5,7 трлн рублей (на фоне налоговой реформы),
- Январь 2022 – 1,72 трлн рублей,
- Январь 2021 – 1,76 трлн рублей.
Ключевая точка ухудшения бюджетного баланса пришлась на октябрь 2024 года, когда за четыре месяца дефицит вырос до рекордных 5,77 трлн рублей. В аналогичный период 2023 года этот показатель составлял 5,15 трлн рублей, в 2022 – 0,84 трлн рублей.
Рост дефицита в годовой динамике
На 12-месячном отрезке (скользящий показатель) дефицит бюджета увеличился до 5,1 трлн рублей, что является максимумом с августа 2023 года. Для сравнения, в период с января по сентябрь 2024 года этот показатель колебался в диапазоне 1-2 трлн рублей. Исторический максимум дефицита за 12 месяцев был зафиксирован в мае 2023 года – 7,9 трлн рублей.
Отношение дефицита к доходам выросло до 13,7%, приближаясь к критической зоне в 15-30%, которая наблюдалась в кризисные периоды 2016-2017, 2020-2021 и 2022 годов.
Превышение годового плана дефицита
По итогам января фактический дефицит уже превысил годовой план, который изначально составлял 1,17 трлн рублей. С учетом того, что декабрь традиционно характеризуется высокими расходами, Министерству финансов предстоит сократить расходы и добиться профицита около 3,8 трлн рублей с февраля по ноябрь 2025 года. Это крайне сложная задача.
Причины рекордного дефицита
Основной фактор, спровоцировавший столь резкий рост дефицита, – это увеличение расходов. В январе 2025 года бюджетные расходы составили 4,38 трлн рублей, что на 74% больше, чем в январе 2024 года (2,52 трлн рублей). Для сравнения:
- Январь 2023 – 3 трлн рублей,
- Январь 2022 – 1,83 трлн рублей.
Таким образом, с января 2022 года расходы выросли в 2,3 раза.
За последние два месяца (декабрь 2024 – январь 2025) расходы составили 11,5 трлн рублей – рекордный показатель за всю историю. Для сравнения:
- Январь 2024 – 8,16 трлн рублей (за два месяца),
- Январь 2023 – 10,1 трлн рублей,
- Январь 2022 – 6,65 трлн рублей,
- Январь 2021 – 5,45 трлн рублей.
На 12-месячном горизонте расходы увеличились до 42 трлн рублей (+32% г/г). Между тем, согласно плану Минфина, за весь 2025 год расходы должны составить 41,5 трлн рублей. Это означает, что с февраля по декабрь правительству необходимо удержать расходы на уровне прошлого года, чтобы сбалансировать бюджет.
Реальность выполнения плана по сокращению расходов
Можно ли за оставшиеся 11 месяцев сократить темпы роста бюджетных расходов с 40% до 0%? Это крайне сомнительно, учитывая, что:
- За январь 2025 года расходы выросли на 74% г/г,
- За два месяца – на 41% г/г,
- За четыре месяца – на 38% г/г.
Высокие бюджетные траты во многом подпитывают инфляцию и макроэкономическую нестабильность. Чтобы достичь целевых показателей, правительство должно резко ограничить новые расходы, что может привести к сокращению государственных программ и снижению экономического роста.
Динамика доходов
На фоне рекордных расходов доходная часть бюджета демонстрирует рост, но он не успевает за расходами. В январе 2025 года доходы составили 2,67 трлн рублей (+11,4% г/г). За последние два месяца поступления достигли 6,73 трлн рублей (+21,1% г/г), а за 12 месяцев – 37 трлн рублей (+22,6% г/г).
Однако если рассматривать период с октября 2024 года – точки ухудшения бюджетного баланса – становится очевидно, что:
- Доходы за этот период выросли всего на 11,1% г/г,
- Расходы за тот же период увеличились на 38% г/г.
Такое несоответствие между темпами роста доходов и расходов и привело к столь серьезному дефициту.
Выводы и перспективы
В ближайшие месяцы сохраняется высокая вероятность дальнейшего роста дефицита бюджета. Чтобы удержаться в рамках планового уровня дефицита в 1,2 трлн рублей к концу 2025 года, правительству придется:
- Полностью обнулить рост расходов,
- Допустить рост доходов на уровне 8-10% г/г.
Однако учитывая, что бюджетные расходы в последние годы имеют тенденцию к увеличению, выполнение этих условий представляется крайне сложной задачей. Если текущая динамика сохранится, реальный дефицит по итогам года может значительно превысить запланированные показатели.