В ближайшие годы расходы бюджетной системы России продолжат значительно расти. По прогнозам, в 2025 году совокупные расходы составят почти 80 трлн рублей (точная цифра – 79.9 трлн), что эквивалентно 37.2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Сюда включены федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также внебюджетные государственные фонды.
Почему важно учитывать консолидированный бюджет?
Для того чтобы адекватно оценить бюджетный импульс и влияние государства на экономику, необходимо рассматривать расходы на всех уровнях власти. В данном контексте более показательным является консолидированный бюджет, а не только федеральный, так как он включает все расходы бюджетной системы в целом.
По сравнению с предыдущими годами, расходы значительно увеличиваются. В течение одного года рост составит 11.3 трлн рублей, что равно 16.4%. За два года увеличение достигнет почти 20 трлн рублей (32.6%), а по сравнению с 2021 годом расходы возрастут на внушительные 32.9 трлн рублей, или 69.8%. Эти темпы роста значительно превышают уровень накопленной инфляции, который составляет 36-37% за тот же период.
Социальные расходы: динамика и тенденции
Один из ключевых секторов бюджетных расходов — социальная сфера. В 2025 году социальные расходы по консолидированному бюджету ожидаются на уровне 23.2 трлн рублей. Это на 12% больше по сравнению с проектом бюджета 2024 года и на 45.2% выше уровня 2021 года. За два года прирост социальных расходов составит 20.7%.
Если говорить о соотношении этих показателей с инфляцией, прирост социальных расходов с учетом роста цен за 4 года составляет 6.3% (около 1.5% в год). Это достаточно умеренный прирост, но он компенсирует инфляционные процессы, по крайней мере, исходя из официальных данных. В реальном выражении социальные расходы совершили резкий скачок в 2020 году и сохранились на высоком уровне в 2021 году, после продолжительной стагнации в период с 2014 по 2019 годы. В 2025 году они могут превысить уровень 2019 года на 18%, с учетом инфляции.
Расходы на человеческий капитал: образование, медицина и культура
Расходы на развитие человеческого капитала, включающие сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта, показывают значительный рост. По плану, к 2025 году они увеличатся на 49.5% по сравнению с 2021 годом. Это эквивалентно росту в 11.1% в год. С учетом инфляции прирост составит около 9.5%.
Стоит отметить, что в реальном выражении в 2015-2017 годах расходы на эти сферы сокращались на 13.6% по сравнению с 2014 годом, однако с 2017 по 2021 годы они выросли на 34%. Эти данные показывают, что инвестиции в человеческий капитал постепенно восстанавливаются, несмотря на падение в предыдущие периоды.
Экономические расходы: национальная экономика и инфраструктура
В ближайшие четыре года расходы на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды увеличатся на 53.6% по номиналу. Это означает прирост на 20.2% ежегодно и 24.7% за два года. В реальном выражении рост составит 12.5%.
Инвестиции в инфраструктуру и экономику сильно упали в 2015-2016 годах, когда они сократились на 29% по сравнению с уровнем 2014 года. Тем не менее, с 2019 по 2021 годы расходы начали восстанавливаться, увеличившись в полтора раза с учетом инфляции. Это свидетельствует о возвращении к приоритету вложений в национальную экономику.
Расходы на государственный аппарат: оборона и безопасность
Одним из наиболее динамично растущих секторов бюджетных расходов является государственный аппарат, включающий оборону, национальную безопасность, управление, СМИ и процентные расходы. Эти расходы показывают почти параболический рост — 145% за четыре года, что объясняется увеличением расходов на оборону (+281%) и процентные расходы (+175%). Только за один год рост составит 22.1%, а за два года — 62.8%.
Даже с учетом инфляции расходы на государственный аппарат демонстрируют внушительный прирост — на 79.3% за 4 года. В то же время, если исключить расходы на госаппарат, общий прирост всех остальных расходов составит всего 8.9% за 4 года и 7.6% за два года.
Итоги и выводы
За последние годы структура расходов бюджета России претерпела значительные изменения. Вклад обороны в общую структуру расходов увеличился, при этом социальная сфера, человеческий капитал и экономика также получили значительное финансирование. Темпы роста расходов в этих секторах превышают уровень инфляции, что свидетельствует о попытках правительства компенсировать рост цен и обеспечить стабильное развитие ключевых отраслей.