Администрация Дональда Трампа в преддверии выборов 2024 года активно продвигает масштабный налоговый план, в центре которого — продление и расширение положений реформы 2017 года, известной как Закон о снижении налогов и создании рабочих мест (TCJA). Речь идёт не о политических мотивах, а о конкретных цифрах: сколько это будет стоить казне США и как повлияет на государственные финансы.
Продление TCJA — главный драйвер дефицита
Наибольшую финансовую нагрузку несет идея продлить действия ключевых положений TCJA, срок действия которых истекает в конце 2025 года. Закон, принятый еще в первую каденцию Трампа, включал ряд масштабных изменений:
-
Понижение ставки налога на прибыль корпораций с 35% до 21%, а также отмену корпоративного альтернативного минимального налога (AMT);
-
Введение 100% бонусной амортизации на краткосрочные активы до конца 2022 года с постепенным снижением после;
-
Снижение верхней планки подоходного налога для физлиц с 39,6% до 37%;
-
Корректировка шкалы НДФЛ, особенно значимая для среднего класса (уменьшение на 3-4 процентных пункта в диапазоне 15–24%);
-
Удвоение стандартного налогового вычета (с $6,000 до $12,000 для одиноких и с $12,000 до $24,000 для супружеских пар).
Эти меры оказали значительное влияние на структуру налоговых поступлений. Например, доля налогоплательщиков, использующих детализированные вычеты, упала с 30% до 10%.
Сколько это стоит?
С точки зрения долгосрочной фискальной нагрузки, продление TCJA обойдется бюджету США в сумму порядка $6 триллионов за десятилетие. Уже в 2026 году эти меры приведут к выпадающим доходам в размере $400–480 миллиардов, включая:
-
$220–250 млрд из-за снижения ставок НДФЛ;
-
$70–80 млрд — за счет увеличенных стандартных вычетов;
-
$110–150 млрд — на корпоративные льготы и отмену AMT.
Следует отметить: TCJA действует до конца 2025 года, поэтому оценка «потерь» бюджета в 2026 на $450 млрд условна. Если реформу не продлевать, то доходы казны действительно могут вырасти на аналогичную сумму.
Корпоративные послабления — ставка на «американское производство»
Трамп также предлагает снизить корпоративный налог с 21% до 15%, но только для компаний, производящих продукцию в США. Это, по расчетам, приведет к снижению сборов на $400–800 млрд за 10 лет, а в 2026 году потери бюджета составят $50–70 млрд.
Дополнительно, продолжение 100% бонусной амортизации может стоить еще $30–40 млрд в 2026 году. Это позволяет компаниям сразу списывать стоимость новых активов, стимулируя инвестиции, но одновременно снижая текущие налоговые поступления.
Ослабление ограничений SALT: спорный шаг
Еще одной важной инициативой является увеличение лимита по вычету местных и государственных налогов (SALT) с $10,000 до $30,000 для супружеских пар. Это предложение, ориентированное на высокодоходные штаты, чревато дополнительными потерями от $300 до $800 млрд за 10 лет, или $30–50 млрд в 2026 году.
Новый виток льгот: эффект домино
Среди прочих предложений выделяются:
-
Освобождение чаевых от налогообложения — около $11–15 млрд в 2026 году;
-
Исключение сверхурочных часов из налоговой базы — $25–30 млрд;
-
Дополнительные вычеты для пенсионеров — $5–10 млрд.
Суммарно новые льготы могут стоить $50 млрд в год, но имеют более широкие последствия. К примеру, освобождение чаевых может создать опасный прецедент, позволяющий другим отраслям требовать аналогичных послаблений. Сверхурочные, будучи исключенными, могут подтолкнуть бизнес к манипуляциям в договорах — подмене стандартных часов работы «сверхурочными», чтобы снизить налоговую нагрузку.
Если такие лазейки будут массово использоваться, то недополученные доходы могут взлететь до $250–300 млрд в год, формируя мощный «теневой» пласт экономики.
Финансовый итог: $650 млрд дефицита уже и еще $200 млрд потенциально
Итак, без учета побочных эффектов, стоимость всех инициатив составляет минимум $650 миллиардов в год:
-
$450 млрд — TCJA и сопутствующие продления;
-
$200 млрд — новые льготы, снижение ставок, вычеты SALT и пр.
В случае массового ухода бизнеса в «тень», это добавит еще до $200 млрд в год потерь.
Таким образом, в 2026 фискальном году дефицит может вырасти на $0.5 трлн, даже без учета дополнительных факторов вроде увеличения процентных расходов или последствий торговых барьеров. Если же США столкнутся с рецессией, потребуются экстренные фискальные стимулы, которые могут вывести дефицит на уровень в $1 трлн и более.
Вывод: налоговая программа Трампа может стать самым дорогим фискальным экспериментом последних десятилетий, заложив основы для взрывного роста дефицита, в то время как экономика будет нуждаться в новых вливаниях.