В апреле 2024 года чистый прирост кредитования юридических лиц достиг 1,47 трлн рублей, что является вторым лучшим показателем в истории после 1,59 трлн рублей в октябре 2023 года.
Сравнительные данные и темпы роста
Среднемесячные темпы прироста за весь 2021 год составляли 460 млрд рублей, а в 2023 году — около 1 трлн рублей. Корпоративное кредитование имеет выраженный сезонный эффект, поэтому необходимо сравнение за аналогичные периоды времени. С начала 2024 года (январь-апрель) прирост составил 3,2 трлн рублей по сравнению с 2,7 трлн рублей в 2023 году, 1,1 трлн рублей в 2022 году и 1,5 трлн рублей в аналогичный период предыдущего времени.
Общий объем и годовой прирост
Общий объем кредитования юридических лиц достиг 77,4 трлн рублей, а годовой прирост ускорился до 12,8 трлн рублей, что является максимальным показателем за всю историю. С января 2022 года кредитный портфель увеличился на 24 трлн рублей.
Процентный прирост
В процентном отношении прирост за год составил 22,6%, что не так впечатляюще, как рост на 30% в июне-июле 2023 года, но эти темпы все же вдвое превышают номинальный прирост в 2017-2021 годах.
Состав кредитов и процентные ставки
В статистику включаются кредиты нефинансовым организациям и другим финансовым организациям (страховые и пенсионные фонды, инвестфонды, брокеры и дилеры), как в рублях, так и в валюте по фиксированному курсу. По данным Банка России, свыше ¾ прироста обеспечили рублевые кредиты, из которых более 1/3 пришлось на застройщиков в рамках проектного финансирования строительства жилья. Значительный объем кредитов был выдан транспортным, энергетическим и телекоммуникационным компаниям, а также исполнителям госконтрактов, включая завершение ранее начатых инвестиционных проектов.
Средневзвешенные процентные ставки по вновь выданным корпоративным кредитам составляют около 15% благодаря льготным кредитам, по сравнению с 9,3% до начала цикла ужесточения. Половина кредитов имеет плавающие ставки и котируются в диапазоне 16-19%.
Риски долгового кризиса
Рекордный темп прироста кредитования при высоких ставках создает риски долгового кризиса, если темпы роста выручки компаний снизятся, а маржи бизнеса сократятся, в том числе из-за повышения налоговой нагрузки.