Минфин США: Неудачи с размещением облигаций и вызовы ликвидности

Министерство финансов США вновь столкнулось с проблемами при размещении долговых обязательств, не сумев достичь запланированных объемов. Согласно плану, за период с апреля 2024 по сентябрь 2024 года совокупные чистые размещения нот (сроком от 2 до 10 лет) должны были достичь 766 миллиардов долларов. Однако фактические размещения составили лишь 546 миллиардов долларов. По облигациям сроком свыше 10 лет ситуация выглядела несколько лучше: вместо запланированных 235 миллиардов удалось разместить 249 миллиардов.

Также, размещения других инструментов, таких как TIPS и FRN, были значительно ниже ожиданий. Вместо планируемых 97 миллиардов удалось привлечь только 75 миллиардов. По краткосрочным векселям планировался баланс с нулевым результатом, но фактически произошло сокращение на 58 миллиардов долларов.

Таким образом, из запланированных 1,1 триллиона долларов удалось собрать лишь 812 миллиардов, что привело к дефициту в размере почти 0,3 триллиона долларов. Это расхождение подтверждается данными Казначейства США.

Динамика размещений векселей и облигаций

За третий квартал 2024 года Минфин США разместил 238 миллиардов долларов векселей и погасил 117 миллиардов в сентябре 2024 года. Что касается нот, то объем размещений составил 297 миллиардов долларов, а погашений — 196 миллиардов. Облигации же были выпущены на сумму 135 миллиардов долларов, а погашены на 51 миллиард.

Особое внимание стоит уделить обратным операциям РЕПО с Федеральной резервной системой. На 1 октября 2024 года объем обратного РЕПО составил 375 миллиардов долларов, что значительно меньше по сравнению с 451,8 миллиарда на 1 июля 2024 года и 441,9 миллиарда на 1 апреля 2024 года.

Почему замедлилось сокращение избыточной ликвидности?

Одной из главных причин замедления сокращения избыточной ликвидности за последние полгода является изменение в политике Министерства финансов США и Федеральной резервной системы. Если в период с июня 2023 по март 2024 года Минфин активно изымал ликвидность с рынка, разместив векселя на сумму 2069 миллиардов долларов, то уже с апреля 2024 года чистые погашения составили 58 миллиардов долларов. Кроме того, продажи активов со стороны ФРС существенно сократились — сокращения трежерис и ипотечных ценных бумаг (MBS) снизились в 1,5 раза.

Тенденции и вызовы на рынке государственных облигаций

За последний год чистые размещения государственных облигаций США достигли 2 триллионов долларов, однако это значительно меньше пиковых 2,75 триллионов в марте-мае 2024 года. Во времена ковидного кризиса на пике размещений объемы достигали 4,4 триллиона долларов за год.

При этом, краткосрочные векселя продолжают сокращаться, как и отмечалось ранее, а среднесрочные и долгосрочные облигации размещаются гораздо медленнее. Их объемы составляют около 0,75 триллиона долларов, что почти вдвое ниже уровней 2021 года и на четверть ниже по сравнению с 2010 годом.

Основные сложности и перспективы

Министерство финансов сталкивается с рядом проблем, влияющих на размещение государственных долговых инструментов:

  • Сокращение объема краткосрочных векселей. Избыточная ликвидность на рынке практически исчерпана, что препятствует прежним масштабам размещений. Фонды денежного рынка накапливают ликвидность медленными темпами.
  • Ротация между разными типами долгов. После крупных размещений векселей обычно происходит переход к среднесрочным и долгосрочным облигациям. Такая динамика наблюдалась в 2020-2021 и 2021-2022 годах, однако в 2024 году ресурсов для этого недостаточно.
  • Ограниченная способность финансового сектора к выкупу. Если краткосрочные векселя в основном выкупает финансовый сектор США, то облигации сроком от двух лет приобретаются нерезидентами, населением, пенсионными и страховыми фондами. Однако их возможности по выкупу ограничены — в лучшем случае до 0,6 триллиона долларов за полгода, в то время как потребность превышает этот объем в полтора раза.
  • Ожидания и возможные сценарии. Столь значительные объемы размещений ранее всегда происходили на фоне программ количественного смягчения (QE). Вариантов для дальнейшего развития событий немного: либо сократить бюджетный дефицит (что маловероятно), либо запустить новые программы QE, либо подвергнуть глобальную финансовую систему серьезным стресс-тестам, что может привести к дестабилизации рынка и кризису доверия.

Таким образом, Минфин США находится перед серьезными вызовами, которые требуют либо новых мер по стабилизации ликвидности, либо изменений в финансовой политике, чтобы избежать потенциальных кризисов в будущем.

Ссылка на основную публикацию