Структура устойчивости рынка трежерис: кто поддерживает рынок США?

К июню 2024 года объем государственных облигаций США (включая векселя) достиг впечатляющих 26,9 трлн долларов, что на 3,65 трлн больше по сравнению с первым кварталом 2022 года, когда завершилась политика количественного смягчения (QE) и началось ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП).

Сокращение баланса ФРС и его влияние на рынок

Одновременно с ростом государственного долга с июня 2022 года Федеральная резервная система (ФРС) начала процесс сокращения собственного баланса на 1,7 трлн долларов (с первого квартала 2022 по второй квартал 2024 года). В этом периоде трежерис были сокращены на 1,32 трлн долларов, а ипотечные облигации (MBS) на 0,38 трлн долларов.

Суммарная нагрузка на рынок государственных облигаций составила около 5 трлн долларов (3,65 трлн чистого размещения плюс 1,32 трлн из-за сокращения баланса ФРС в отношении трежерис). Доля ФРС в государственном долге США снизилась с 25,7% до 16,1% за 2,5 года, что объясняется как сокращением баланса, так и стремительным ростом обязательств.

Исторический контекст концентрации ФРС в госдолге

Интересно отметить исторические данные:

  • В 1974 году максимальная доля ФРС в госдолге достигала 31,9%.
  • Перед финансовым кризисом 2008 года этот показатель составлял 18,3%.
  • После завершения QE3 в четвертом квартале 2014 года – 21,5%.
  • В момент активной фазы пандемии COVID-19 в четвертом квартале 2019 года – 14,2%.
  • На пике влияния ФРС в четвертом квартале 2021 года – 26,2%.
  • В среднем, за период с 2009 по 2024 год доля ФРС составляла 18,3%.

Изменения в структуре основных держателей госдолга США

За последние 2,5 года структура владения государственными облигациями США значительно изменилась. Рассмотрим это в деталях:

  • ФРС: Доля сократилась с 25,7% до 16,1% (-9,6 п.п.).
  • Нерезиденты: Незначительное уменьшение с 33,4% до 32,9% (-0,5 п.п.).
  • Домохозяйства и взаимные фонды: Значительный рост с 9,9% до 16,7% (+6,7 п.п.).
  • Коммерческие банки: Снижение доли с 7,3% до 6,4% (-0,8 п.п.).
  • Инвестиционные фонды, брокеры и дилеры: Рост с 10,4% до 14,1% (+3,7 п.п.). При этом основной вклад в прирост внесли фонды денежного рынка (на 2,63 п.п.), ETF и хедж-фонды добавили 0,56 п.п., а брокеры и дилеры – 0,74 п.п.
  • Страховые и пенсионные фонды: Незначительный рост с 3,8% до 4,1% (+0,3 п.п.).
  • Госфонды: Стабильная доля – с 8,8% до 8,9% (+0,1 п.п.). В эту категорию входят государственные пенсионные фонды, правительственные счета штатов, местные органы управления, а также такие организации как GSE.
  • Нефинансовый бизнес: Незначительное увеличение доли с 0,6% до 0,7% (+0,1 п.п.).

Тенденции и перспективы развития рынка трежерис

Основные держатели госдолга, ФРС и нерезиденты, постепенно утрачивают свои позиции. Они либо распродают свои активы, либо медленнее наращивают их относительно роста совокупных обязательств. На текущий момент основным драйвером спроса выступают домохозяйства – непосредственно или через инвестиционные фонды, такие как взаимные фонды, фонды денежного рынка и хедж-фонды.

Однако, учитывая, что финансовые резервы домохозяйств истощаются, а сбережения практически исчерпаны, сохранить нынешние темпы приобретения трежерис в ближайшем будущем будет проблематично. Необходимо либо снизить темпы заимствования, либо вновь запустить программу количественного смягчения (QE). Альтернативным вариантом остается активное привлечение инвесторов из-за рубежа.

Наиболее вероятный сценарий – возвращение к QE

С учетом текущих тенденций, наиболее реалистичным выходом для поддержания устойчивости рынка трежерис остается возобновление программы количественного смягчения (QE). Это позволит стабилизировать спрос и избежать потенциальных проблем на рынке государственных облигаций.

Ссылка на основную публикацию