В мае 2024 года объем нефтегазовых доходов достиг 794 млрд рублей, что на 39.1% больше по сравнению с прошлым годом, но на 11% меньше аналогичного показателя мая 2022 года.
Суммарные нефтегазовые доходы за первые пять месяцев 2024 года составили 4.95 трлн рублей, что значительно выше 2.85 трлн рублей за аналогичный период 2023 года (рост на 73.5% в годовом исчислении). Однако по сравнению с 2022 годом, когда доходы составили 5.66 трлн рублей, наблюдается снижение на 12.5%. Высокая база сравнения 2022 года, которая является рекордной за всю историю, делает снижение на 12% не таким значительным.
Детальный анализ доходов
- НДПИ и таможенные пошлины: За первые пять месяцев 2024 года эти доходы составили 5.47 трлн рублей, что на 66.8% больше, чем в 2023 году (3.28 трлн рублей), и на 12% меньше по сравнению с 2022 годом (6.21 трлн рублей). Изменение в законодательстве в прошлом году сместило фокус сборов в сторону НДПИ, что делает раздельное рассмотрение этих налогов бессмысленным.
- НДД: Налог на добычу полезных ископаемых (НДД) за январь-май 2024 года составил 1.04 трлн рублей, что значительно выше показателей 2023 года (0.4 трлн рублей) и почти на уровне 2022 года (1.02 трлн рублей).
- Налоговые вычеты и льготы: В 2024 году объем налоговых вычетов, льгот и возвратов достиг рекордных 1.58 трлн рублей, что значительно превышает показатели 2023 года (0.83 трлн рублей) и практически равно значению 2022 года (1.57 трлн рублей).
Оценка эффективности сборов
Хотя средние экспортные цены и физический объем экспорта сейчас недоступны, эффективность сборов можно оценить на основе среднего курса доллара и средних цен на нефть марки Brent. Нефтегазовые доходы в начале 2024 года составили $54.2 млрд, что значительно выше $37.6 млрд в 2023 году, но ниже $71.5 млрд в 2022 году. Средняя цена на нефть марки Brent за январь-май 2024 года составила $84.3, что выше $80.8 в 2023 году, но ниже $103 в 2022 году.
Долларовые доходы выросли на 44% в годовом исчислении при росте цен всего на 4%, несмотря на падение цен на газ в 1.5 раза за год. Это может свидетельствовать о сокращении спредов российских экспортных цен в сравнении с бенчмарками, увеличении физического экспорта, повышении эффективности сборов или обо всех этих факторах вместе. В любом случае, эффективность сборов значительно выросла за год, а по сравнению с 2022 годом, когда доходы упали на 25%, а Brent снизился на 18%, результаты также выглядят позитивно.
Таким образом, уровень сбора налогов остается сопоставимым с докризисным периодом (к маю 2022 года санкции еще не имели полного эффекта). Министерство финансов Российской Федерации демонстрирует высокую эффективность в сборе нефтегазовых налогов.