В 2025 году Минфин Российской Федерации планирует выделить 41.5 трлн рублей на расходы федерального бюджета. Но чтобы оценить масштабы этой суммы, стоит обратить внимание на динамику изменений в бюджетных показателях за последние годы.
Бюджетная динамика: что изменилось с 2024 года?
Изначальный бюджетный проект на 2024 год предусматривал расходы в размере 36.7 трлн рублей, но позднее эта сумма была увеличена до 37.2 трлн. В новом проекте бюджета на 2025–2027 годы предполагается рост расходов до 39.4 трлн рублей с прогнозируемым дефицитом в 3.3 трлн рублей. Это больше, чем дефицит 2024 года, который по последним изменениям достиг 2.12 трлн рублей.
Таким образом, если ориентироваться на текущие показатели, увеличение расходов в 2025 году составит 11.6% (или +4.3 трлн рублей) в сравнении с утвержденным бюджетом на 2024 год. Если же учесть незапланированные бюджетные импульсы, которые могут возникнуть в конце 2024 года, этот рост может составить 5.3% (или +2.1 трлн рублей) по сравнению с фактическими расходами.
Сравнение расходов с предыдущими периодами
Для объективного анализа стоит сопоставить запланированные расходы на 2025 год с показателями более стабильного, «досанкционного» 2021 года. Так, за четыре года расходы федерального бюджета РФ вырастут на 16.7 трлн рублей, что составляет значительные 67.3%. Однако за этот же период накопленная инфляция, по прогнозам, составит около 37%.
Интересный вывод заключается в том, что рост бюджетных расходов существенно опережает инфляцию. В реальном выражении совокупный рост расходов бюджета может составить около 22% за четыре года.
Основные статьи расходов: что увеличилось больше всего?
Почти 60% общего увеличения бюджетных расходов за четыре года приходится на одну статью – оборону. Она выросла на 10 трлн рублей. Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) утроились и выросли на 2.1 трлн рублей. В свою очередь, расходы на национальную безопасность выросли на 1.1 трлн, а общегосударственные расходы увеличились на 0.75 трлн. В целом, более 83% общего роста расходов связаны со статьями, не относящимися к социальной политике, человеческому капиталу или экономике.
Социальные расходы и человеческий капитал
Несмотря на общий рост бюджетных показателей, финансирование отдельных направлений остается довольно скромным:
- Расходы на образование, медицину, культуру, кинематографию и спорт планируются на уровне 3.74 трлн рублей в 2025 году, что составляет рост всего на 35.8% за четыре года (+1 трлн рублей). Это практически соответствует накопленной инфляции за этот период.
- Расходы на экономику (национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды) увеличатся на 32% (+1.7 трлн рублей), что даже ниже уровня инфляции.
- Социальная политика пострадает больше всего, ее финансирование сократится на 2.7% или 0.2 трлн рублей в номинальном выражении за четыре года, что эквивалентно снижению на 29% с учетом инфляции.
Изменение структуры бюджета
Заметно, что бюджетная структура существенно изменилась в пользу расходов на безопасность и оборону. Доля расходов на оборону и национальную безопасность в 2025 году достигнет 40.9% от общих расходов бюджета, что является рекордным показателем для современной России. Для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял всего 23.9%, а в среднем за 2017–2021 годы – 26.6%.
Влияние внешних факторов и выводы
С учетом текущих тенденций и геополитических факторов, около 6.5 трлн рублей добавочных расходов в год приходится на обеспечение безопасности. Если бы эти расходы остались на уровне среднего значения за 2017–2021 годы, это составило бы около 9 трлн рублей. Таким образом, рост расходов на безопасность в связи с событиями последних лет составляет примерно 6.5 трлн рублей в год.
Суммируя, можно сказать, что в 2025 году федеральный бюджет РФ станет еще более ориентированным на оборону и безопасность, в то время как социальные расходы и инвестиции в человеческий капитал будут расти медленнее или оставаться на прежнем уровне.