В августе 2024 года федеральный бюджет России достиг рекордного месячного профицита в 0,8 трлн рублей. Этот показатель стал самым высоким за всю историю наблюдений для августа, демонстрируя исключительную устойчивость государственных финансов.
Благодаря сильным фискальным результатам августа, годовой дефицит бюджета сократился до 1,4 трлн рублей. Это значительное улучшение по сравнению с августом прошлого года, когда дефицит составлял 5,7 трлн рублей. С начала текущего года дефицит бюджета сократился до символических 331 млрд рублей, что значительно ниже по сравнению с 2,1 трлн рублей в 2023 году. Для сравнения, в 2022 году профицит за аналогичный период составлял 0,3 трлн рублей, а в 2021 году — 1 трлн рублей.
Традиционно в сентябре-ноябре российский бюджет не сталкивается с чрезмерными нагрузками, что повышает вероятность сохранения профицита в эти месяцы. Это позволит России войти в декабрь, месяц традиционного формирования годового дефицита, в сбалансированном состоянии.
Доходы федерального бюджета продемонстрировали впечатляющий рост: за первые восемь месяцев года они увеличились на 35,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 30,8% по сравнению с 2022 годом и на 46,7% по сравнению с 2021 годом.
Если учесть среднюю инфляцию, рост цен с января по август 2024 года составил 8,2% по сравнению с предыдущим годом, 14% по сравнению с 2022 годом и 30,3% по сравнению с 2021 годом. Таким образом, реальные доходы бюджета, скорректированные на инфляцию, выросли на 12,8% за последние три года.
Основной вклад в рост доходов внесли нефтегазовые поступления, которые за восемь месяцев 2024 года увеличились на 56,2% по сравнению с прошлым годом. Ненефтегазовые доходы, включая дивиденды государственных компаний, также значительно выросли — на 27,3% по сравнению с прошлым годом, на 58,1% по сравнению с 2022 годом и на 51,2% по сравнению с 2021 годом.
Однако расходы бюджета также растут стремительно — на 22,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 34,9% по сравнению с 2022 годом и на 59,8% по сравнению с 2021 годом. Хотя структура расходов не раскрывается в полном объеме, очевидно, что значительная часть роста приходится на оборонный сектор. Тем не менее, правительству удается поддерживать сбалансированную политику, обеспечивая расходы доходами.
Важно отметить, что текущая фискальная политика существенно отличается от той, которая была в 2015-2016 годах, когда жесткие бюджетные ограничения сочетались с ограничительной денежно-кредитной политикой, что вызвало экономический кризис. Сейчас, несмотря на значительный рост расходов в реальном выражении, стимулирующая фискальная политика позволяет успешно перекрывать расходы высокими доходами бюджета.